[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Определить главную информацию в тексте, то есть отбросить все второстепенное требует во многих заданиях на экзаменах. Многим ученикам это даётся с трудом, поэтому мы подготовили для вас подборку лайфхаков по выполнению этого упражнения.
В текстах самая важная информация находится в начале абзаца, второстепенная-в конце. Поэтому в начале читайте не весь текст а только первые два предложения абзаца и по ним определяйте, что в тексте главное.
Затем прочитайте варианты ответов определяя похожие по смыслу.
После прочитайте текст уже с целью проверки.
Образец выполнения задания
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Образец текста
(1)Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас остановке! (2)Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем. (3)Если бы трение внезапно исчезло из окружающего нас мира, множество обычных явлений протекало бы совершенно иным образом: гвозди и винты выскальзывали бы из стен, не одной вещи нельзя было бы удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь, например, от стен комнаты.
(4)<…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически. (5)Уже обыкновенные сани служат тому примером; еще лучше свидетельствуют об это так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места вырубки к железной дороге или к пунктам сплава; на такой дороге легко можно тянуть сани, нагруженные 70 тоннами бревен.
(по Я. Перельману)
Пример задания. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Трение — сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого.
- Сила трения зависит от материалов, их которых изготовлены поверхности взаимодействующих сил.
- Зная, как уменьшить силу трения, можно облегчить себе жизнь.
- Мы и не подозреваем, где действует сила трения.
- Без трения жить на Земле было бы гораздо сложнее.
Рассуждаем. Читаем предложения (1) и (2) первого абзаца: (1) Как разнообразно и порой неожиданно проявляется трение в окружающей нас обстановке! (2) Трение принимает участие, и притом весьма существенное, полезное, там, где мы о нем даже и не подозреваем.
Узнаем о том, что трение полезно.
Читаем предложение (4) — первое предложение второго абзаца: (4) <…> ничтожное трение на льду может быть успешно использовано технически.
Затем читаем варианты ответов. Близкими по смыслу являются предложения (3) и (5). Значит, в них содержится главная мысль текста. Получаем ответ.
Ответ 3 и 5.