Словообразовательная пара: понятие, примеры, ВИДЕОУРОК

Узнаем, что такое словообразовательная пара, определив, что её составляют производящее (мотивирующее) и производное слово. Приведем 30 примеров пар слов.
Словообразовательная пара — это два одно­ко­рен­ных слова, одно из которых является про­из­во­дя­щим, а вто­рое про­из­вод­ным от него с помощью словообразовательной мор­фе­мы (мор­фем).

Словообразовательная пара: понятие, примеры, ВИДЕОУРОК

Основные понятие словообразовательной пары

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

  1. Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное НОЧНОЙ образовано от существительного НОЧЬ; существительное ЧИТАТЕЛЬ образовано от глагола ЧИТАТЬ.
  2. Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: НОЧЬ, СТОЛ. Например, СТОЛ — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.

Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: БРАТ, НОЧЬ, СТЕН-А, ОКН-О.

Например, основа глагола ЧИТАТЬ (ЧИТА-) включает корень ЧИТ- и глагольный суффикс ‑А-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное НОЧЬ является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного НОЧНОЙ, глагол ЧИТАТЬ — производящее слово для существительного ЧИТАТЕЛЬ.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: НОЧЬ → НОЧНОЙ; ЧИТАТЬ → ЧИТАТЕЛЬ.

Сложные слова имеют две и более производящие основы: СЕМЬ ЛЕТСЕМ-И-ЛЕТ-Н-ИЙ; НОСО, РОГО → НОС-О-РОГ.

Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: ЗА-ЖИГ-А-ТЬ → ЗА-ЖИГ-А-ЛК-А), так и в усечённом виде (например: РЕЗ-А-ТЬ → РЕЗ-К-А — усекается глагольный суффикс ‑А-).

Возможно Вас заинтересует статья:  Слова с соединительной гласной «О» и «Е»: таблица с примерами, правописание. ВИДЕОУРОК

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: БЕРЁЗ-А → БЕРЕЗ-НЯК — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: СОСН-А → СОС-НЯК — конечный согласный производящей основы Н (СОСН-) и начальный согласный суффикса Н (-НЯК) совпадают и накладываются друг на друга.

Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:

  • СОЛЬ → СОЛИТЬ → ЗАСОЛИТЬ → ЗАСОЛКА;
  • СОЛЬ → СОЛЯНОЙ → СОЛЯНКА → СОЛЯНОЧКА;
  • СОЛЬ → СОЛИТЬ → ПЕРЕСОЛИТЬ → ПЕРЕСАЛИВАТЬ → ПЕРЕСАЛИВАНИЕ.

Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.

Словообразовательная мотивация

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Большинство слов совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от дру­гих лек­сем. Слова могут быть сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но моти­ви­ро­ван­ны­ми (про­из­вод­ны­ми) и немо­ти­ви­ро­ван­ны­ми (непро­из­вод­ны­ми). Непроизводные сло­ва не обра­зо­ва­ны от дру­гих слов. Их невоз­мож­но опре­де­лить через посред­ни­че­ство дру­гих слов:

  • СТОЛ
  • СТЕНА
  • ЗЕЛЕНЫЙ
  • КРАСНЫЙ

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся про­сты­ми. Их осно­ва чаще все­го вклю­ча­ет толь­ко корень:

  • КРАСНЫЙ — корень/окончание;
  • СТОЛ   — корень/окончание.
Возможно Вас заинтересует статья:  Лучшие онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ - рейтинг 2023-2024 года

Многие непро­из­вод­ные гла­го­лы име­ют более слож­ную осно­ву, состо­я­щую из кор­ня и суффикса:

  • ПИЛИТЬ
  • СКАЗАТЬ
  • ХОТЕТЬ
  • ВЕЯТЬ

В рус­ском язы­ке постоянно про­ис­хо­дит обнов­ле­ние лек­си­че­ско­го состава. От однокоренных слов образуются новые лек­се­мы. Значение про­из­вод­но­го слова мож­но объ­яс­нить с помощью производящего:

  •  СТОЛ → НАСТОЛЬНЫЙ

настоль­ный — это «находя­щий­ся на сто­ле«;

  • ЛЕС → ЛЕСНИК

лес­ник — это «чело­век, охра­ня­ю­щий лес«.

Основа про­из­вод­но­го (моти­ви­ро­ван­но­го) сло­ва назы­ва­ет­ся про­из­вод­ной, а осно­ва про­из­во­дя­ще­го (моти­ви­ру­ю­ще­го) сло­ва явля­ет­ся про­из­во­дя­щей.

Таким обра­зом, про­из­вод­ные сло­ва в язы­ке явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Они обра­зу­ют­ся непо­сред­ствен­но от про­из­во­дя­щих основ одно­ко­рен­ных лек­сем с помо­щью раз­лич­ных сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных аффик­сов (при­ста­вок, суф­фик­сов, при­ста­вок и суф­фик­сов, пост­фик­сов и пр.) Учитываем, что в осно­ву не вхо­дят фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и окончания.

Словообразовательная пара: понятие, примеры, ВИДЕОУРОК
Основные способы словообразованияПримеры
1. ПриставочныйПРИЛЕТЕТЬ → ЛЕТЕТЬ
ПРИГОРОД → ГОРОД
ДОНЫНЕ → НЫНЕ
2. СуффиксальныйТЕМНОТА → ТЁМНЫЙ
РЫБНЫЙ → РЫБА
БОРОНИТЬ → БОРОНА
3. Приставочно-суффиксальныйБЕЗРАБОТИЦА → РАБОТАТЬ
УДОЧЕРИТЬ → ДОЧЬ
ОЦЕПИТЬ → ЦЕПЬ
4. БессуффиксныйПЕРЕХОД → ПЕРЕХОДИТЬ
5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ных глас­ных о, е
3) основ и при­со­еди­не­ния суффикса
4) сокра­щен­ных частей слов
5) началь­ных букв или звуков
ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ → ТЕЛЕФОН, АВТОМАТ
ХЛЕБОЗАВОД → ХЛЕБ, ЗАВОД
ЧЕРНОМОРЕЦ → ЧЁРНОЕ МОРЕ
ЗАРПЛАТА→ ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА
ВУЗ → ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
6. Слияние (обра­зо­ва­ние слов из словосочетаний)МАЛОПРИГОДНЫЙ → МАЛО, ПРИГОДНЫЙ
7. Переход из одной части речи в другуюБОЛЬНОЙ (сущ.) → БОЛЬНОЙ (РЕБЕНОК),
ДЕТСКАЯ (сущ.) → ДЕТСКАЯ (КОМНАТА)

Между про­из­вод­ным и про­из­во­дя­щим словом всегда существует словообразовательная мотивация.

Как определить производящее слово?

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Чтобы соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару, необ­хо­ди­мо к иссле­ду­е­мо­му производному сло­ву подо­брать моти­ви­ру­ю­щее сло­во. Этим сло­вом, как пра­ви­ло, явля­ет­ся одно­ко­рен­ная лек­се­ма, самая близ­кая еди­ни­ца язы­ка, кото­рая луч­ше все­го под­хо­дит к про­из­вод­но­му сло­ву по смыс­лу и по фор­ме. В этом поис­ке учи­ты­ва­ем, что про­из­вод­ное сло­во обыч­но явля­ет­ся более слож­ным по соста­ву и отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го одно­ко­рен­но­го сло­ва одной-двумя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми морфемами.

Возможно Вас заинтересует статья:  Способы словообразования в русском языке

Понаблюдаем:

  • СЛОН → СЛОНЁНОК;
  • БЕЖАТЬ → УБЕЖАТЬ;
  • ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
  • СНЕГ → ПОДСНЕЖНИК;
  • ЦВЕТ → СОЦВЕТИЕ.

Каждое про­из­вод­ное сло­во име­ет одно про­из­во­дя­щее сло­во. Производящее сло­во может состав­лять пару несколь­ким про­из­вод­ным словам:

  • ЗЕМЛЯ → ЗЕМЛЯНОЙ;
  • ЗЕМЛЯ → ЗЕМЕЛЬКА;
  • ЗЕМЛЯ → ПРИЗЕМЛИТЬ;
  • ЗЕМЛЯ → ЗАЗЕМЛИТЬ.

Если рас­по­ло­жить по поряд­ку одно­ко­рен­ные сло­ва, учи­ты­вая их моти­ва­цию и посте­пен­ность обра­зо­ва­ния, полу­чим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку. Началом её слу­жит исход­ное, чаще все­го непро­из­вод­ное моти­ви­ру­ю­щее сло­во, кото­рое назы­ва­ют вер­ши­ной сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го гнезда:

  • КАМЕНЬ → КАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕЛЫЙ → ОКАМЕНЕЛОСТЬ;
  • БЕЛЫЙ → БЕЛИТЬ → ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
  • ГРЕТЬ → ПОДОГРЕТЬ → ПОДОГРЕВАТЬ → ПОДОГРЕВАТЕЛЬ.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе часто оши­ба­ют­ся, невер­но выбрав про­из­во­дя­щее (моти­ви­ру­ю­щее) сло­во. Составляя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару неред­ко выби­ра­ют один из чле­нов цепоч­ки, игно­ри­руя посте­пен­ность словообразования.

К при­ме­ру, не являются чле­на­ми словообразовательной пары лексемы:

  • УБЫТОК — БЫТЬ

Слово «БЫТЬ» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для гла­го­ла «УБЫТЬ», а сле­ду­ю­щим в цепочке ука­жем суще­стви­тель­ное «УБЫТОК»:

  • БЫТЬ → УБЫТЬ → УБЫТОК

Из этих слов мож­но соста­вить две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные пары:

  • БЫТЬ → УБЫТЬ;
  • УБЫТЬ →  УБЫТОК.

Значит, про­из­во­дя­щее сло­во может быть непро­из­вод­ным (БЫТЬ) и про­из­вод­ным (УБЫТЬ).

Чтобы не совер­шать оши­бок при состав­ле­нии сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных пар, учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти обра­зо­ва­ния новых лексем.

Закономерности словообразования

1. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ове­ществ­лен­ное каче­ство, отвле­чен­ный при­знак, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных имен прилагательных:

  • ЗЛОЙ → ЗЛОСТЬ;
  • СИНИЙ → СИНЬ;

2. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие про­цесс, резуль­тат дей­ствия, обра­зу­ют­ся от соот­вет­ству­ю­щих бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов как с помо­щью мате­ри­аль­но обо­зна­чен­ных суф­фик­сов, так и с исполь­зо­ва­ни­ем нуле­во­го суф­фик­са:

  • ВОСХИТИТЬ → ВОСХИЩЕНИЕ;
  • ВАРИТЬ → ВАРЕНЬЕ [эн’й’э];
  • ПЛАТИТЬ → ПЛАТА;
  • ОЖИДАТЬ → ОЖИДАНИЕ [й’э];
  • ОБМЕНЯТЬ → ОБМЕН;
  • УКОЛОТЬ → УКОЛ;

3. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц жен­ско­го пола, обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных слов, назы­ва­ю­щих лиц муж­ско­го пола, даже при рав­но­прав­ной мотивации:

  • БОЛТУН  → БОЛТУНЬЯ [й’а] ;
  • СКРИПАЧ → СКРИПАЧКА;
  • ПРИЁМЩИК → ПРИЁМЩИЦА;
  • ХУДОЖНИК → ХУДОЖНИЦА;

4. бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от бес­при­ста­воч­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) ПОВТОРИТЬ → (что делать?) ПОВТОРЯТЬ;
  • ОТВЕТИТЬ → ОТВЕЧАТЬ;

5. при­ста­воч­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида:

  • ОБЕЗБОЛИТЬ → ОБЕЗБОЛИВАТЬ;
  • СОЗРЕТЬ → СОЗРЕВАТЬ.

6. наре­чия и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния с суф­фик­сом -О/-Е обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных каче­ствен­ных прилагательных:

  • БЛЕСТЯЩИЙ ОТВЕТ → ОТВЕТИЛ БЛЕСТЯЩЕ;
  • ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ → ВЕРЕТЕНО;
  • БЕЗВЕТРЕННЫЙ ВЕЧЕР → БЕЗВЕТРЕННО;
  • БЕЗОШИБОЧНЫЙ ВАРИАНТ → БЕЗОШИБОЧНО НАПИСАТЬ.
Словообразовательная пара: понятие, примеры, ВИДЕОУРОК

План словообразовательного разбора

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

1.Поставьте слово в начальную форму.
2. Укажите основу слова и определите является ли оно производным.
3.Для производного слова подберите словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
4. Укажите основу в производящем слове.
5. Укажите словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
6. Укажите способ образования слова.

Видеоурок по теме: Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка и гнездо

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Оставьте комментарий