Содержание
Узнаем, что такое словообразовательная пара, определив, что её составляют производящее (мотивирующее) и производное слово. Приведем 30 примеров пар слов.
Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).
Основные понятие словообразовательной пары
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
- Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное НОЧНОЙ образовано от существительного НОЧЬ; существительное ЧИТАТЕЛЬ образовано от глагола ЧИТАТЬ.
- Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: НОЧЬ, СТОЛ. Например, СТОЛ — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.
Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: БРАТ, НОЧЬ, СТЕН-А, ОКН-О.
Например, основа глагола ЧИТАТЬ (ЧИТА-) включает корень ЧИТ- и глагольный суффикс ‑А-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное НОЧЬ является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного НОЧНОЙ, глагол ЧИТАТЬ — производящее слово для существительного ЧИТАТЕЛЬ.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: НОЧЬ → НОЧНОЙ; ЧИТАТЬ → ЧИТАТЕЛЬ.
Сложные слова имеют две и более производящие основы: СЕМЬ ЛЕТ → СЕМ-И-ЛЕТ-Н-ИЙ; НОСО, РОГО → НОС-О-РОГ.
Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: ЗА-ЖИГ-А-ТЬ → ЗА-ЖИГ-А-ЛК-А), так и в усечённом виде (например: РЕЗ-А-ТЬ → РЕЗ-К-А — усекается глагольный суффикс ‑А-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
Например, в паре: БЕРЁЗ-А → БЕРЕЗ-НЯК — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: СОСН-А → СОС-НЯК — конечный согласный производящей основы Н (СОСН-) и начальный согласный суффикса Н (-НЯК) совпадают и накладываются друг на друга.
Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:
- СОЛЬ → СОЛИТЬ → ЗАСОЛИТЬ → ЗАСОЛКА;
- СОЛЬ → СОЛЯНОЙ → СОЛЯНКА → СОЛЯНОЧКА;
- СОЛЬ → СОЛИТЬ → ПЕРЕСОЛИТЬ → ПЕРЕСАЛИВАТЬ → ПЕРЕСАЛИВАНИЕ.
Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.
Словообразовательная мотивация
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:
- СТОЛ
- СТЕНА
- ЗЕЛЕНЫЙ
- КРАСНЫЙ
Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:
- КРАСНЫЙ — корень/окончание;
- СТОЛ — корень/окончание.
Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:
- ПИЛИТЬ
- СКАЗАТЬ
- ХОТЕТЬ
- ВЕЯТЬ
В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:
- СТОЛ → НАСТОЛЬНЫЙ
настольный — это «находящийся на столе«;
- ЛЕС → ЛЕСНИК
лесник — это «человек, охраняющий лес«.
Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.
Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.
Основные способы словообразования | Примеры |
1. Приставочный | ПРИЛЕТЕТЬ → ЛЕТЕТЬ ПРИГОРОД → ГОРОД ДОНЫНЕ → НЫНЕ |
2. Суффиксальный | ТЕМНОТА → ТЁМНЫЙ РЫБНЫЙ → РЫБА БОРОНИТЬ → БОРОНА |
3. Приставочно-суффиксальный | БЕЗРАБОТИЦА → РАБОТАТЬ УДОЧЕРИТЬ → ДОЧЬ ОЦЕПИТЬ → ЦЕПЬ |
4. Бессуффиксный | ПЕРЕХОД → ПЕРЕХОДИТЬ |
5. Сложение: 1) целых слов 2) основ слов с помощью соединительных гласных о, е 3) основ и присоединения суффикса 4) сокращенных частей слов 5) начальных букв или звуков | ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ → ТЕЛЕФОН, АВТОМАТ ХЛЕБОЗАВОД → ХЛЕБ, ЗАВОД ЧЕРНОМОРЕЦ → ЧЁРНОЕ МОРЕ ЗАРПЛАТА→ ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА ВУЗ → ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ |
6. Слияние (образование слов из словосочетаний) | МАЛОПРИГОДНЫЙ → МАЛО, ПРИГОДНЫЙ |
7. Переход из одной части речи в другую | БОЛЬНОЙ (сущ.) → БОЛЬНОЙ (РЕБЕНОК), ДЕТСКАЯ (сущ.) → ДЕТСКАЯ (КОМНАТА) |
Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.
Как определить производящее слово?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.
Понаблюдаем:
- СЛОН → СЛОНЁНОК;
- БЕЖАТЬ → УБЕЖАТЬ;
- ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
- СНЕГ → ПОДСНЕЖНИК;
- ЦВЕТ → СОЦВЕТИЕ.
Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:
- ЗЕМЛЯ → ЗЕМЛЯНОЙ;
- ЗЕМЛЯ → ЗЕМЕЛЬКА;
- ЗЕМЛЯ → ПРИЗЕМЛИТЬ;
- ЗЕМЛЯ → ЗАЗЕМЛИТЬ.
Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:
- КАМЕНЬ → КАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕЛЫЙ → ОКАМЕНЕЛОСТЬ;
- БЕЛЫЙ → БЕЛИТЬ → ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
- ГРЕТЬ → ПОДОГРЕТЬ → ПОДОГРЕВАТЬ → ПОДОГРЕВАТЕЛЬ.
При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.
К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:
- УБЫТОК — БЫТЬ
Слово «БЫТЬ» является производящим для глагола «УБЫТЬ», а следующим в цепочке укажем существительное «УБЫТОК»:
- БЫТЬ → УБЫТЬ → УБЫТОК
Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:
- БЫТЬ → УБЫТЬ;
- УБЫТЬ → УБЫТОК.
Значит, производящее слово может быть непроизводным (БЫТЬ) и производным (УБЫТЬ).
Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.
Закономерности словообразования
1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:
- ЗЛОЙ → ЗЛОСТЬ;
- СИНИЙ → СИНЬ;
2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:
- ВОСХИТИТЬ → ВОСХИЩЕНИЕ;
- ВАРИТЬ → ВАРЕНЬЕ [эн’й’э];
- ПЛАТИТЬ → ПЛАТА;
- ОЖИДАТЬ → ОЖИДАНИЕ [й’э];
- ОБМЕНЯТЬ → ОБМЕН;
- УКОЛОТЬ → УКОЛ;
3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:
- БОЛТУН → БОЛТУНЬЯ [й’а] ;
- СКРИПАЧ → СКРИПАЧКА;
- ПРИЁМЩИК → ПРИЁМЩИЦА;
- ХУДОЖНИК → ХУДОЖНИЦА;
4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:
- (что сделать?) ПОВТОРИТЬ → (что делать?) ПОВТОРЯТЬ;
- ОТВЕТИТЬ → ОТВЕЧАТЬ;
5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:
- ОБЕЗБОЛИТЬ → ОБЕЗБОЛИВАТЬ;
- СОЗРЕТЬ → СОЗРЕВАТЬ.
6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -О/-Е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:
- БЛЕСТЯЩИЙ ОТВЕТ → ОТВЕТИЛ БЛЕСТЯЩЕ;
- ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ → ВЕРЕТЕНО;
- БЕЗВЕТРЕННЫЙ ВЕЧЕР → БЕЗВЕТРЕННО;
- БЕЗОШИБОЧНЫЙ ВАРИАНТ → БЕЗОШИБОЧНО НАПИСАТЬ.
План словообразовательного разбора
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
1. | Поставьте слово в начальную форму. |
2. | Укажите основу слова и определите является ли оно производным. |
3. | Для производного слова подберите словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово). |
4. | Укажите основу в производящем слове. |
5. | Укажите словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). |
6. | Укажите способ образования слова. |
Видеоурок по теме: Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка и гнездо
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]