Содержание
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
К разносклоняемым существительным относятся:
- существительные среднего рода на -МЯ: имя, племя, пламя, знамя, время, бремя, семя, стремя, темя, вымя, существительные «путь» и «дитя», которые имеют смешанное склонение.
Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому.
Особенности склонения разносклоняемых существительных на примерах
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
- В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание -И, как сущ. III скл. (нет чего? Р.п. – имени, племени, семени; чему? Д.п. – стремени, пламени, вымени).
- В ед.ч. Т.п. – окончание -ЕМ, как сущ. II склонения (чем? Т.п.- бременем, знаменем, семенем).
- У существительных ср.р. на -МЯ, в форме мн.ч. появляется суффикс —ЕН (-ЁН), (имена (И.п. что?), времён (Р.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
- У сущ. ср.р. на —МЯ, в форме е.ч. появляется суффикс —ЕН (ЁН), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
- У слов семя и стремя в Р.п. мн.ч. добавляется формообразующий суффикс -ЯН (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
- Такие слова на -МЯ, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы мн.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.
[su_box title=»Важно!» box_color=»#ff8e36″ title_color=»#ffffff»]Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.[/su_box]
[su_table alternate=»no»]
Падеж | Существительные | |
---|---|---|
И.п. | время | имя |
Р.п. | времени | имени |
Д.п. | времени | имени |
В.п. | время | имя |
Т.п. | временем | именем |
П.п. | о времени | об имени |
[/su_table]
Склонение слова «путь»: пример
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
- существительное мужского рода путь:
[su_table alternate=»no»]
Падеж | Существительное |
---|---|
И.п. | путь |
Р.п. | пути |
Д.п. | пути |
В.п. | путь |
Т.п. | путём |
П.п. | о пути |
[/su_table]
Склонение существительного «дитя» таблица с примерами
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
[su_table alternate=»no»]Падеж | Существительное |
---|---|
И.п. | дитя |
Р.п. | дитяти |
Д.п. | дитяти |
В.п. | дитя |
Т.п. | дитятей (дитятею) |
П.п. | о дитяти |
- и. п. (кто?) дитя
- р. п. голосок (кого?) дитяти
- д. п. иду (к кому?) к дитяти
- в. п. колышу (кого?) дитя
- т. п. любуюсь (кем?) дитятей (дитятею)
- п. п. расскажем (о ком?) о дитяти
Как запомнить разносклоняемые существительные
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд.
Видеоурок «Разносклоняемые существительные»
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
[su_youtube_advanced url=»https://www.youtube.com/embed/pZuecMbFzN4?feature»]