Разносклоняемые имена существительные: правило с примерами

К разносклоняемым существительным относятся:

  • существительные среднего рода на -МЯ: имя, племя, пламя, знамя, время, бремя, семя, стремя, темя, вымя, суще­стви­тель­ные «путь» и «дитя», кото­рые име­ют сме­шан­ное скло­не­ние.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные невоз­мож­но отне­сти ни к одно­му из трех типич­ных скло­не­ний слов этой части речи. Эта неболь­шая груп­па суще­стви­тель­ных име­ет падеж­ные окон­ча­ния раз­ных типов скло­не­ния.

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам по-особому.

Особенности склонения разносклоняемых существительных на примерах

  1. В ед.ч. Р.п, Д.п., П.п. они имеют окончание , как сущ. III скл. (нет чего? Р.п. – имени, племени, семени; чему? Д.п. – стремени, пламени, вымени).
  2. В ед.ч. Т.п. – окончание -ЕМ, как сущ. II склонения (чем? Т.п.- бременем, знаменем, семенем).
  3. У существительных ср.р. на -МЯ, в форме мн.ч. появляется суффикс —ЕН (-ЁН), (имена (И.п. что?), времён (Р.п. чего?), племена (В.п. вижу что?), о временах (П.п. о чем?).
  4. У сущ. ср.р. на —МЯ, в форме е.ч. появляется суффикс —ЕН (ЁН), кроме И.п. и В.п. (темя (И.п. что?) –темени (Р.п. нет чего?), пламя (В.п. вижу что?) – о пламени (П.п. о чем?).
  5. У слов семя и стремя в Р.п. мн.ч. добавляется формообразующий суффикс -ЯН (что? И.п. – семена, стремена; нет чего Р.П. – семян, стремян).
  6. Такие слова на -МЯ, как темя, вымя, пламя и бремя не имеют формы мн.числа, а если быть точнее, употребление в устной и письменной речи в таком виде этих слов устарело.
Важно!
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
Падеж Существительные
И.п. время имя
Р.п. времени имени
Д.п. времени имени
В.п. время имя
Т.п. временем именем
П.п. о времени об имени

Склонение слова «путь»: пример

  • существительное мужского рода путь:
Падеж Существительное
И.п. путь
Р.п. пути
Д.п. пути
В.п. путь
Т.п. путём
П.п. о пути

Склонение существительного «дитя» таблица с примерами

Это сло­во име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «дети». В его изме­не­нии по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла име­ют­ся неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Понаблюдаем за изме­не­ни­ем по паде­жам сло­ва «дитя» в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

Падеж Существительное
И.п. дитя
Р.п. дитяти
Д.п. дитяти
В.п. дитя
Т.п. дитятей (дитятею)
П.п. о дитяти
  • и. п. (кто?) дитя
  • р. п. голо­сок (кого?) дитяти
  • д. п. иду (к кому?) к дитяти
  • в. п. колы­шу (кого?) дитя
  • т. п. любу­юсь (кем?) дитятей (дитятею)
  • п. п. рас­ска­жем (о ком?) о дитяти

Как запомнить разносклоняемые существительные

Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:

Что такое разносклоняемые существительные, примеры

Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд.

Видеоурок «Разносклоняемые существительные»

Оставьте комментарий