Приставочный способ образования слов. Примеры

Приставочный способ используется в образовании слов в пределах одной и той же части речи. Приведем 70 примеров образования слов приставочным способом.

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — прилететь, вла­де­лец — совла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наречий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов словообразования:

  • при­ста­воч­ный, или префиксальный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

и др.

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­ной лек­се­мы при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или префикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum < prae — «впе­ре­ди» , fixus — «при­креп­лен­ный») бук­валь­но зна­чит «при­креп­лен­ный впе­ре­ди».Приставка — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся перед кор­нем или дру­гой при­став­кой и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов. 

Эта сло­во­об­ра­зу­ю­щая мор­фе­ма непо­сред­ствен­но при­со­еди­ня­ет­ся в нача­ле про­из­во­дя­щей осно­вы исход­но­го слова.

Например, гла­гол «выучить» обра­зо­ван от одно­ко­рен­но­го сло­ва «учить» с помо­щью приставки:

учить → выучить.

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок значения.

Сравним:

  • бежать → убежать;
  • бежать →прибежать;
  • бежать → отбежать;
  • бежать → сбежать;
  • бежать → набежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го слова.

Сравним:

  • ходить → выходить;
  • ходить → входить.

Классификация приставок

Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:

  • По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с. Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с — перед глухими согласными;
  • По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
  • По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом:

  • лече­ние — излече­ние;
  • строй­ка — перестрой­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → излечить → излечение;
  • стро­ить → перестро­ить → пере­стройка.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба словообразования.

  1. При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом.
  2. Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах словообразования.
Приставочный способ образования слов

Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся приставка.

Возможно Вас заинтересует статья:  Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Приставочный способ образования глаголов

В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство глаголов.

Примеры:

  • сед­лать → осед­лать;
  • знать → узнать;
  • ждать → подождать;
  • мор­гать → замор­гать;
  • чер­тить → начер­тить;
  • клик­нуть → восклик­нуть;
  • чув­ство­вать → почув­ство­вать;
  • видеть → предвидеть;
  • быть→ прибыть;
  • звать → созвать.

Глагол


Глагол — довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид — категория, которой обладает конкретный глагол.

Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать. Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть — кольнуть). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:

глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия —ть)

глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)

глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)

Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.

Примеры:

стоять — отстоять

знать — познать

сердиться — рассердиться


бить — прибить

бежать — прибежать

плыть — отплыть

грызть — загрызть

плескать — выплескать

Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:

делать — сделать (отличия практически нет)

решать — разрешать (отличие налицо)

жечь — отжечь (полностью ушло в переносное значение)

Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.

ходить — восходить

страдать — сострадать

носить — возносить

Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.

Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:

приватизировать — деприватизировать

квалифицировать — дисквалифицировать

Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:

водить — изводить — производить

Как видите, иногда даже два префикса не помогают.

Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:

  • приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
  • приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.
Возможно Вас заинтересует статья:  Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Приставочный способ образования существительных

С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст →подтекст;
  • обще­ство → сообще­ство;
  • дедуш­ка → прадедуш­ка;
  • звук → призвук;
  • город → пригород;
  • мрак → сумрак.

Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ка не-:

  • друг → недруг (враг);
  • прав­да → неправ­да (ложь);
  • сча­стье → несча­стье (горе);
  • при­я­тель → непри­я­тель (про­тив­ник);
  • уда­ча → неуда­ча (про­вал).

Иноязычные при­став­ки актив­но обра­зу­ют новые слова:

  • звук → уль­т­развук;
  • агент →контрагент;
  • ком­пен­са­ция →деком­пен­са­ция;
  • ори­ен­та­ция → дезори­ен­та­ция;
  • кон­ти­нент → субкон­ти­нент.

Существительное

Методы словообразования


С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:

пол — подпол

порядок — беспорядок

внук — правнук

заголовок — подзаголовок

вкус — привкус

автор — соавтор

Это интересно: «на встречу» или «навстречу» — какая это часть речи, как правильно писать?

Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:

мобилизация — демобилизация

революция — контрреволюция

Образование слов


Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто — от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:

Осина — подосинов-ик (приставочно-суффиксальный)

Зьдати — съзьдати — созидать — создать — со-зд-а-ние (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание).

Еще одна особенность поведения приставок в существительных — их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.

Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:

пример

привет

природа

прибор

причуда

Присоединение к имеющемуся слову приставки


Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее — от глаголов после усечения суффикса:

мера — мерить — примерять — пример

Как видим, пример, несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку.

Еще сложнее с привет. В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:

привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.

Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.

Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.

тропики — субтропики

но

субъект и объект

Присоединение приставки к слову


Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.

Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.

Возможно Вас заинтересует статья:  Вопросительные местоимения

На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.

Нужно знать! Сложносочиненные предложения, примеры.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве имен при­ла­га­тель­ных, обра­зу­ет новое слово.

Примеры:

  • гром­кий → сверхгром­кий;
  • уда­лый → разуда­лый:
  • огром­ный → преогром­ный.

Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки значения:

1. нахож­де­ние поблизости:

  • поляр­ный → приполяр­ный;
  • арк­ти­че­ский →приарк­ти­че­ский;

2.  повы­шен­ная сте­пень качества:

  • злой → презлой;
  • стран­ный → престран­ный;
  • тол­стый →претол­стый.

Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые слова:

  • атлан­ти­че­ский → трансатлан­ти­че­ский;
  • тро­пи­че­ский → субтро­пи­че­ский;
  • мораль­ный → амораль­ный;
  • обще­ствен­ный → антиобще­ствен­ный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные местоимения:

  • кто → некто;
  • что → ничто;
  • какой → никакой;
  • чей → ничей;
  • сколь­ко → несколь­ко;
  • что →кое-что;
  • кто →кое-кто.

Приставочный способ и наречия

С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наречия:

  • когда → некогда;
  • где → негде;
  • как → никак;
  • отку­да → ниотку­да:
  • куда → кое-куда;
  • когда → кое-когда.

Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

  • нель­зя → донель­зя;
  • вне → вовне;
  • ныне → доныне;
  • даром → задаром;
  • все­гда → навсе­гда;
  • совсем → насовсем;
  • попо­лам → напопо­лам;
  • ныне → отныне;
  • прочь → напрочь.

Правописание

Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:

  1. Не с глаголами пишется раздельно. Исключение — некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить.
  2. Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
  3. В морфемах на -з и -с выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з, если глухая — ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор.
  4. Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере-. Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление.
  5. при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: привести, признать, прислужник, прибрежный.
  6. Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни-, с ударением — не-. В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. никогда, некогда.
  7. Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
  8. Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение — контр-адмирал.

Вывод

Приставочный способ образования слов относится к категории морфемных. Он не такой распространенный, как суффиксальный, однако с его помощью могут образовываться все значимые части речи. Наиболее часто с помощью приставки происходит образование новых глаголов, которые таким образом могут даже составить видовую пару. У существительных и прилагательных приставка может полностью изменять значение слова на противоположное. Но даже если влияние этой словообразовательной морфемы на смысл слова не столь значительно, она в любом случает привносит свой оттенок значения в новое, образованное с ее помощью слово. Некоторые лексические единицы, которые изначально были образованы приставочным способом, могут со временем стать словом, где приставка стала частью корня.

Оставьте комментарий