Морфемный анализ слова: таблицы, пример разбора, ВИДЕОУРОК

Разбор слова по составу, или морфемный анализ — это выделение частей, из которых слово состоит.

Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу.

Словообразовательный анализ

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Морфемный анализ слова: таблицы, пример разбора, ВИДЕОУРОК

Обычно про­из­вод­ное слово отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой. Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появился новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способ образования словПримеры
1. Приставочныйтекст → подтекст
гнать → догнать
2. Суффиксальныйбелый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение
3. Приставочно-суффиксальныйлюди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник
4. Бессуффиксальныйотды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супру­га
5. Постфиксальныйкакой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо
6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков
пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → кана­то­ходец
море, пла­вать → море­пла­ватель
специаль­ный корреспон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых словгусто, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый
8. Переход из одной части речи в дру­гуюзаго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).
Возможно Вас заинтересует статья:  Задание на правописание гласных в корне: разбор на примере

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Схема морфемного анализа слова

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

Морфемный анализ слова: таблицы, пример разбора, ВИДЕОУРОК

Примеры морфемного анализа слов

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

  • Дождался (дождал□ся)
  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождалась, дождались. Нулевое окончание () указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показался, смеялся.
  3. Основа дождался — простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
  5. Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
  6. Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.
  • Кольцо (кольцо)
  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца, кольцом, о кольце. Окончание  указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
  3. Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.
Возможно Вас заинтересует статья:  Что такое основа слова в русском языке?

Словообразовательный и морфемный разбор

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

  • монетка — корень/суффикс/окончание
  • монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

  • Монета → монетка.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го существительного «моне­та».

Примечания

  1. Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
  2. Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
  3. Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
  4. Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Возможно Вас заинтересует статья:  Корень слова в русском языке

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Видеоурок по теме: «Как разобрать слово по составу»

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Оставьте комментарий