Содержание
Разбор слова по составу, или морфемный анализ — это выделение частей, из которых слово состоит.
Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу.
Словообразовательный анализ
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Обычно производное слово отличается одной морфемой. Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способ образования слов | Примеры |
1. Приставочный | текст → подтекст гнать → догнать |
2. Суффиксальный | белый → белизна пахать → пахота сотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный | люди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник |
4. Бессуффиксальный | отдыхать → отдых зеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный | какой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков | пожар, опасный → пожароопасный диван, кровать → диван-кровать канат, ходить → канатоходец море, плавать → мореплаватель специальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов | густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую | загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Схема морфемного анализа слова
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
1. Назвать часть речи.
Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.
2. Выделить окончание (доказать).
Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.
3. Выделить основу.
Определить её состав и характер: простая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая или непрерывная.
4. Выделить суффиксы.
Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.
5. Выделить приставки.
Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.
6. Выделить корень.
Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).
7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.
Примеры морфемного анализа слов
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
- Дождался (дождал□ся)
- Глагол, изменяемое слово.
- Дождалась, дождались. Нулевое окончание (□) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показал□ся, смеял□ся.
- Основа дождал—ся — простая, членимая, прерывистая.
- Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
- Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
- Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
- Исторических изменений в составе слова нет.
- Кольцо (кольцо)
- Существительное, изменяемое слово.
- Кольца, кольцом, о кольце. Окончание -о указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
- Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
- —
- —
- Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
- В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.
Словообразовательный и морфемный разбор
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
- монетка — корень/суффикс/окончание
- монеткой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
- Монета → монетка.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примечания
- Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
- Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
- Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
- Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.
Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.
При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.
Видеоурок по теме: «Как разобрать слово по составу»
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]