Какие буквы дают 2 звука в русском языке, определяет их фонетическая позиция – совокупность факторов, влияющих на их использование в потоке речи. Иногда орфографическая запись слова и фонетическое звучание не совпадают.
Какие гласные буквы обозначают 2 звука?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Всем известно, что согласные буквы могут быть твердыми и мягкими. Если после согласных букв стоят гласные Е, Ë, Ю, Я, то они указывают на мягкость предшествующей.
Например: дети, лед, брюки, дятел.
Если медленно произносить эти слова, отчетливо слышатся звуки Э, О, У, А.
Не менее интересен пример, когда буквы Е, Ë, Ю, Я стоят первыми.
Рассмотрим примеры:
- енот — буква Е дает два звука [ЙЭ];
- ëжик — начинается на Ë, дающую 2 звука [ЙО];
- юрта — Ю дает 2 звука [ЙУ];
- яма — также два звука [ЙА].
Можно заметить, что в указанных словах первым слышится Й (йот), поэтому такие гласные принято называть йотированными.

Если буквы Е, Ë, Ю, Я стоят после гласных, они также дают два звука. Вот яркий пример такой фонетической позиции:
- гигиена — гиги[ЙЭ]на;
- поëт — по[ЙО]т;
- каюта — ка[ЙУ]та;
- заяц — за[ЙА]ц.
Существует третий вариант, когда гласные буквы обозначают два звука. Обратите внимание, что буквы Е, Ë, Ю, Я, стоящие после разъединительных Ъ и Ь знаков, дают два звука.
Убедиться в этом можно, рассматривая примеры:
- лЬет — л[ЙО]т;
- разЪезд — раз[ЙЭ]зд;
- серЬёзный — сер[ЙО]зный;
- сЪёжиться — с[ЙО]житься;
- пЬют — п[ЙУ]т;
- адЪютант — ад[ЙУ]тант;
- бурЬян — бур[ЙА]н;
- обЪявление — об[ЙА]вление.
Позиции в словах гласных букв, дающих 2 звука (таблица)
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Позиции гласных букв, дающих два звука, требуют выполнения определенных условий. Их мы рассмотрели выше.
Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться таблицей обозначения.
[su_table alternate=»no»]
Йотированные гласные Е, Ë, Ю, Я дают 2 звука, если стоят: | ||
---|---|---|
В начале слова | После гласной буквы | После разъединительного Ь или Ъ знака |
Якорь | змеЯ | курьЕробъЕзд |
[/su_table]
Примеры фонетического разбора слов
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Чтобы закрепить пройденный материал, обратимся к звуко-буквенному анализу слов:
- яркий [йарк´ий] – 5 б., 6 зв.;
- ëжик [йож´ик] – 4 б., 5 зв.;
- юнга [йунга] – 4 б., 5 зв.;
- земля [з´емл´а] – 5 б., 5 зв.;
- поют [пойут] – 4 б., 5 зв.;
- вьюнок [в´йунок] – 6 б., 6 зв.;
- деревья [д´эр´эев´йа] – 7 б., 8 зв.;
- въезд [в´йэзд] – 5 б., 5 зв.

Еще раз убедимся в том, что буквы Е, Ë, Ю, Я могут давать мягкость предыдущей согласной или два звука. Для удобства восприятия разделим слова на два столбца:
- пЕнь – греЕт;
- мЯта – Яхта;
- отвЕртка – Ëрш;
- плЮс – Юбка.
Выучив правило позиции гласных букв во втором классе, можно грамотно писать в старшей школе. Регулярное чтение книг вслух, переписывание и заучивание наизусть текстов, использование орфографического словаря предотвращает появление ошибок.
Видеоурок по теме: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]