Содержание
Гласные звуки имеют «говорящее» название, так как произносятся только голосом. Согласные звуки образует голос и шум, возникающий от преодоления препятствий.
Гласные звуки произносятся только голосом, а в образовании согласных звуков принимают участие как голос, так и шум.
Гласные звуки
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Термин «гласный» имеет корень глас-, что в переводе со старославянского языка значит «голос».
Основные гласные звуки |
[а] [о] [у] [и] [э] [ы] |
После мягких согласных пишутся буквы е, ё, ю, я, которые обозначают звуки э, о, у, а:
- пЯть [п’ а т’]
- нЁс [н’ о с]
- лЕс [л’ э с]
- лЮк [л’ у к].
Обозначают твердость согласного | Обозначают мягкость согласного |
а, о,у, ы, э | я,ё, ю, и,е |
Гласные буквы обозначают два звука | Звук |
е | [й’э] |
ё | [й’о] |
ю | [й’у] |
я | [й’а] |
Согласные звуки
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Согласные звуки образуют голос и шум, возникающий в результате преодоления воздушной струёй препятствий в полости рта (зубы, смыкание и размыкание губ и т.д.).
Виды согласных | Звуки |
С помощью шума образуются глухие согласные, мягкие и твердые: | [п] — [п’], [ к] — [к’], [ф] — [ф’], [т] — [т’], [с] -[с’], [х] — [х’], [ч’], [ш], [щ’,] [ц] |
В образовании звонких согласных одновременно участвует как голос, так и шум. Звонкие согласные имеют пары по признаку твёрдости/мягкости | [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], а также [й’], [ж], [ж’] |
Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.
№ | Рекомендация | Объяснение |
1. | Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой. | Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем. |
2. | Начните с изучения гласных. | Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь. |
3. | Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв. | Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли. Привлекайте внимание ребенка к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы. |
4. | Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома. | Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук. |
5. | Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные. | Он как мяч, но, полосат, Дыне друг, а может, брат. Вкусный сладкий он на вкус, Сочный, сахарный… (арбуз) Все покрасила деревья Золотым и красным: Как зовётся это время Желтизны и счастья? (осень) |
6. | Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе. | Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник. |
7. | Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции. | Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись. |
Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные
Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.
Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.
Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.
Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.
Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.
Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.
Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.
Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
[su_box title=»Важное условие!» box_color=»#ff8e36″ title_color=»#ffffff»] Систематичность и спокойствие.[/su_box]
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Видеоурок по теме: Как научить ребенка отличать гласные от согласных? Как объяснить гласные и согласные звуки?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]