Как определяют синтаксические нормы: объяснение на примерах основных заданий

Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:

  • нарушение норм управления в словосочетаниях: с предлогами, в частности производными: существительное + зависимое слово; глагол + зависимое слово;
  • нарушение согласования: в сложноподчиненном предложении с сочетаниями те, кто…; тот, кто…; причастия с определенным словом;
  • нарушение нормы в построении предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Выполняя это задание, необходимо искать эти «проблемные» места. На основе этого исключите правильно построенные словосочетания или предложения.

Образе выполнения задания

Пример задания. Нарушение норм в словосочетаниях

Определите сочетание прелога и существительного, в котором есть ошибка. Выпишите его, исправив ошибку.

  • справиться о делах
  • интересоваться о здоровье
  • спрашивать о выставке
  • свидетельствовать о воспитанности
  • заискивать перед чиновником

Поступаем так. Сначала прочитайте данные словосочетания, обращая внимание на подводные камни в области синтаксических норм, указанные выше. На основе этого исключаем нормативно построенные словосочетания: справиться о делах, спрашивать о выставке, свидетельствовать о воспитанности, заискивать переде чиновником.

Остается словосочетание интересоваться о здоровье. Нормативными были бы словосочетания справляться о здоровье, спрашивать о здоровье. Слово «интересоваться» требует существительного в форме творительного падежа без предлога — интересоваться здоровьем.

Ответ: интересоваться здоровьем

Пример задания. Нарушение соглосования: в сложно подчиненном предложении с сочетаниями ТЕ, КТО…; ТОТ, КТО…

Определите предложение, в котором нарушена синтаксическая норма. Выпишите номер предложения. Исправьте ошибку.

  1. Тот, кто говорит о дискриминации, не всегда прав.
  2. Кто соберётся с силами, тот и победит.
  3. Те, кто не привит, могут заразиться.
  4. Кто ищет, тот всегда найдет.
  5. Те, кто это говорили, ошибались.

Поступаем так. Читаем предложения, обращая внимание на крепы ТЕ, КТО; ТОТ, КТО и соответствие их сказуемому.

Например, предложение (1) тот не всегда прав; кто говорит…; (2) тот победит, кто соберется…; (3) те могут, кто не привит…; (4) кто ищет, тот найдет… . Синтаксические нормы в данных предложениях не нарушены. Предложение (5) построено неверно: те ошибались, кто говорили. Получаем ответ.

Ответ: 5, кто говорил

Пример задания. Нарушение нормы в согласовании причастия с определяемым словом

Определите предложение, в котором нарушена норма. Выпишите номер предложения. Исправьте ошибку.

  1. Легкое облако белой пыли, взвившееся шагах в пяти от меня, привлекло мое внимание (по Н. Гумилеву).
  2. Голос человека, отстаивающий правду, прозвучал уверенно.
  3. Ему нечего не стоит зайти во вланг движущемуся противнику (по Н. Гумилеву)
  4. На резко чернеющих ветках — золотые обрывки парчи (по Н. Гумилеву).
  5. Порой нас развлекали рвущиеся поблизости шрапнели (по Н. Гумилеву).

Поступаем так. Читаем предложение, обращая внимание на согласование причастного оборота с определяемым словом: 1) — взвившееся облако; 3) — движущемуся противнику; 4) — на чернеющих ветках; 5) — рвущиеся шрапнели. Согласование определяемого слова с причастием есть. Следовательно, синтаксические нормы в данных сложных предложениях не нарушены.

Предложение 2) построено неверно: голос человека, отстаивающий правду. Обычно причастный оборот стоит рядом с определяемым существительным: здесь это слово «человека» (Р. п.), поэтому и причастие должно стоять в форме родительного падежа: отстаивающего. Получаем ответ.

Ответ: 2, отстаивающего

Оставьте комментарий